|
Церковь
Успение Пречистые Богородицы в селе Кузминском
в вотчине Ипатцкаго монастыря.
Упоминается в 1620 г. Упразднена после 1746 г. Расстояние
по прямой до
Костромы 15 в. Ближайшие церкви:
Преображение Спасово в селе Спасском в Ямщиках
в 0,5 в.
и Покровская
с. Криушева
в 5 в. В XVII
в. по административно-территориальному делению село входило в
Костромской уезд в Андроников стан. По
церковно-административному делению приход относился к Костромской
десятине. В августе 1604 г. Успенская
церковь в Кузминском упоминается в жалованной грамоте патриарха Иова
архимандриту Троицкого-Ипатского монастыря Иакову на церковные приходы в
селах Михайловское,
Бабино, Плоскинино,
Колшево, Вакорино,
Солониково, Кизликово,
Яковлевское и Кузьминское в Костромском
уезде: "А наша церковная дань и казенные и десятинничьи пошлины с тех
церквей платити в монастырскую казну, а из монастыря тое дани и всякие
пошлины присылати к Москве в нашу казну на один срок в году - на
Рожество Христово по окладным книгам в одноряд: Костромския десятины с
церкви архистратига Михаила села Михайловскаго
дани четыренатцать алтын з деньгою, десятинничьих и заезда гривна; с
церкви святаго великаго чудотворца Николы села
Бабина дани рубль три алтына, десятинничьих и заезда четыре алтыны
две денги; с церкви Рожества Христова села
Плоскинина дани дватцать алтын две денги, десятинничьих и заезда
пять алтын и четыре денги; с церкви Введения
Пречистые Богородицы села Колшева дани дватцать восмь алтын з
деньгою, десятинничьих и заезда четыре алтыны две денги; с церкви
святаго великаго чудотворца Николы села Вакорина дани две
гривны, десятинничьих и заезда два алтына четыре денги; с церкви святаго
великаго чудотворца Николы села Солоникова дани
шесть алтын, десятиннику гривна; с церкви Успения
(sic)
Пресвятыя Богородицы села Кизликова [в
Кизликове церковь Рожества Богородицы]
дани пять алтын, десятиннику три
алтыны; Плеския десятины с церкви святыя
Живоначальныя Троицы села Яковлевскаго дани тринатцать алтын три
деньги, десятинничьих и заезда четыре алтыны; с церкви
Успения Пречистые Богородицы села Кузминскаго
дани дватцать алтын четыре денги, десятиннничьих и заезда гривна; да
казенных и платежных пошлин по получетверта алтына с церкви на год". В 1620 и 1621 гг. "Ипатскаго
монастыря вотчина село, что было сельцо, Кузьминское, а в селе церковь
Успение Пречистые Богородицы древяна клетцки, в церкви образы и свечи и
книги и ризы и колокола и все церковное строенье монастырское, а
церковных дворов: попа Окурея Степанова, дьячка Ивашка Полуехтова,
пономаря Давыдки Петрова, келья просвирни Онисьи, да 3 кельи нищих,
питаются у церкви Божии, да в селе двор монастырской на приезд,
крестьянских 5 дворов, во дворе дьячек земской Томилко Левонтьев... и
всего Ипатскаго монастыря вотчины в Ондроникове и в Минском и в
Козурском и в Сущевом стану - село Кузминское, 6 деревень, 4 починка, 12
пустошей, а в них двор монастырской, двор земского дьячка, 38 дворов
крестьянских, 22 двора бобыльских". В 1629 и 1630
гг. "тогож Ипацкаго монастыря старая их вотчина по даной Федора Юрьева
сына Костентинова Сабурова лета 1528 г. село Кузминское (в писцовых
книгах 1629 г. значится под Дуплеховым, а в переписных 1678 г. под
Козурским станом), а в нем церковь ... см. выше, а на церковной земле во
дворе поп Онуфрей Степанов, дьячек Ивашко Ширяев, просвирница
Дарица, да 3 кельи нищих...". В 1653 г. "у сей
церкви двор попа, двор дьячка, двор монастырской, да в приходе 95 дворов
крестьянских, 2
двора бобыльских...". В
1678 г. "в селе Кузьминском церковь ... см. выше, двор попа Григорья
Ануфрьева, а в нем живет он поп с сыном своим с попом Григорьем, да с
внуком Илюшкою, да на церковной земле келья, а в ней живет просвирница Овдотьица Яковлева". 1702 г. мая дня село
Козминское, а в селе церковь деревянная во имя Успения Пр. Богородицы, а
в церкви Божия милосердия св. икон царския врата и сень и столпцы писаны
красками, да месных образов по правую сторону царских врат против
правого крылоса образ Успения Пресвятыя Богородицы в киоте деревянном
... [Далее идет подробное описание убранства
Успенской церкви] .
Да в приделе Зосима и Савватия Соловецких чуд. царския врата и столпцы
писаны, по сторону царских врат образ Зосимы и Савватия Соловецких... Да
на колокольне 3 колокола, а по сказке Василья Евсевьева весу в них в
благовестном 7 пуд, в другом 2 пуда 20 фунтов, в третьем 15 фунтов. Да в
селе церковных причетников во дворе поп Василий Евсевьев, у него детей
Петр 4 лет, Михайло 1 году, во дворе дьячек Федор Михайлов, у него сын
Афонасей году, в келье просвирня Екатерина Сергеева, а живут они на
церковной земле, да в селе монастырской двор, да крестьянских 15 дворов. В
мае 1702 г. упоминается приписанный "к селу Козьминскому
приселок Рождества Христова в Плоскинине стану...". В
марте 1729 г. "запечатан указ о строении церкви Троицкаго Ипацкаго
монастыря архим. Серапиону по челобитью монастырской их вотчины села
Козминскаго приходских людей, старосты Алексея Никифорова, велено им в
том селе Козминском вместо ветхой Успенской церкви да придельной
Соловецких чудотв. построить вновь на том же церковном месте во имя теж
престолы...". В июле 1739 г. "села Козминскаго
выборной Никита Тимофеев в поданном с Синод. Казен. приказ прошении
писал: "во оном селе при построенной в 1729 г. и освященной церкви во
имя Успения Пр. Богородицы и в приделе преп. отцев Зосимы и Савватия
Соловецких от воли Божии огненным запалением колоколенной шатер сгорел,
и в том случае для спасения из оных церквей утварь вынесена, и между
убранием с престолов одежда снята и антиминсы вынесены ж, ...
[и] дабы указом
повелено было оные престолы по церковному чиноположению освящением
возобновить и о том в Троицкий Ипацкой монастырь к архимандриту послать
указ".
[48, с. 114-116,
123],
[49, с. 76-77,
42, 108],
[66, с. 163-164] |
|