|
Церковь Рождества
Христова в Тишкове. Упоминается
в 1620 г.
Упразднена после 1870 г. Расстояние по прямой до Костромы 82
в., до
Галича 30 в. Ближайшие церкви:
Никольская на Суздальце в
1,5 в.,
Спасская с. Семенищева в 3 в. и Успенская с. Дубян в
5,5 в. В XVII
в. по административно-территориальному делению село входило в
Костромской уезд в волость Немду. По церковно-административному
делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается
церковь "Рожество Христово в Тишкове". Лета 1625 г. июня 29 бил челом великому государю
свят. Филарету Никитичу патриарху московскому и всея русии, Плесские
десятины волости Немды Рожества Христова поп Иван: "в нынешнем
государь в 1625 г. имал от меня вашего госудаскаго богомольца костромин
сын боярской Тимофей Дмитриев твою государеву святительскую зазывную
грамоту во владенье будто я владею его Тимофеевою поместной землею
пустошью Гаврильцовою и я богомолец твой его поместной землею не владею,
а владею вашим государским жалованьем престольной землею что дано к
церкви Рожеству Христову на престол...". Далее поп Иван пишет, что отец
его служил у церкви 10 лет и он сам служит тут уже 12 лет и просит "тое
Рожественскую старинную церковную землю отмежевать от Тимофеевы пустоши
Гаврильцовы и от иных помещиков." Было проведено расследование с
привлечением документов и значительного числа свидетелей разных чинов и
званий. В частности, церковь Рождества Христова и земли к ней
приписанные были упомянуты в 1596 г. По результату расследования "сын
боярский Тимофей Дмитриев обвинен, а рожественский поп Иван в той
церковной земле оправлен и по указу свят. Патриарха казначей старец
Сергий Ладыженский, да дьяк Афонасий Максимов приговорили рожественскому
попу Ивану на ту церковную землю дати правовую грамоту". В
1629 г. "в Костромских писцовых книгах Василия Волконскаго да подъячаго
Остафья Колюпанова в волости Немде в церковных землях написано: погост
на реке Тебзе, а на погосте церковь Рождество Христово да в приделе
вверху церковь Николы чуд., а в церкви всякое церк. строенье мирское".
В 1634 г. "запечатана грамота благословенная в село Тишково по челобитью
костромитина Ивана Скрипицына на один престол". В
1644 г. "запечатана благословенная грамота в село Тишково по челобитью
костромитина Ивана Скрипицына на два престола Пр. Богородицы Одигитрии да
вел. святителей Петра, Алексея, Ионы Московских чудотворцев". В
феврале 1694 г. "дан антиминс ко освящению церкви Рождества Христова в
село Тишково, взял антиминс церкви Николая чуд. тогож уезду поп Иоанн". В
июне 1729 г. "иеромонах Феоктист, в поданном в Синод. Казен. Приказ
прошении писал: "в селе Тишкове из древних лет построена церковь Божия
во имя Рождества Христова с приделы арх. Михаила, да чуд. Николая, муч.
Параскевы древянные, и в прошлых годах посвящен я в попы к той церкви, а
ныне я пострижен в Спаском училищном монастыре, и ныне оная церковь и с
приделы обетшала и служить в них за такою ветхостию невозможно и по
обещанию своему тое вышепомянутую церковь с прихожаны построить желаю
вновь каменным строением во имя тот же прежде бывшей престол Рождество
Христово с вышеупомянутыми приделы и просим о строении дать указ". В
июле 1729 г. "запечатан указ о строении церкви по челобитью иеромонаха
Феоктиста да села Тишкова приходских людей велено им в том селе вместо
ветхой деревянной церкви Рождества Христова с приделы Михаила, Николая чуд., муч. Праскевы на том же церковном месте построить вновь церковь каменную
во имя те ж престолы". По всей видимости, со
строительством каменной церкви что-то не сложилось. [Прим.
сост.] В
1773 г. попечением сержанта Федора Семенова Опурина была построена
деревянная церковь Рождества Христова с приделами арх. Михаила, и
Николая чуд., которая просуществовала как минимум до 1870 г. [47,
с. 34-40],
[45,
с. 205-206], [3,
с. 90-91], [7,
с. 163] |
|