|
Успенская бывшего Заозерского Авраамиева монастыря
зданием каменная (двухэтажная),
с такою же колокольнею, построена в 1764 г. Престолов 3: а)
в честь Успения Божией Матери (в верхнем этаже), б) иконы Божией Матери
"Знамение" и в) иконы Божией Матери "Умиление" и преп. Авраамия,
Городецкого чудотворца. При Успенском храме, на одном с ним церк.
погосте, есть другой храм, также каменный, с одним престолом в честь св.
апост. Петра и Павла. Во время княжения Князей: в
Москве - Димитрия Иоанновича Донского, а в Галиче - Димитрия Федоровича,
из обители преподобного Сергия Радонежского прибыл на место сие инок
Авраамий, родом из Городца, для пустынного безмолвия, обрел Икону Божией
Матери, ему явившуюся на дереве, устроил здесь монастырь и пожив немало
времени, ища уединения, удалился в пределы Чухломы, где снова построил
монастырь и почил в оном. Каменные церкви
построены здесь в бытность мужского монастыря, который упразднен, а
церкви обращены в приходские. Местная Икона Божией Матери, явленная
преподобному Авраамию и чудотворная, шестилистовая, именуемая
"Умиление", в серебряной позолоченной ризе с венцом. Из двух
деревянных часовен одна находится при Галичском озере, как месте первого
пребывания преподобного Авраамия, и другая на месте упраздненной
приходской Знаменской церкви в 1763 году. Расстояние от Костромы
120 в., от
Галича 6 в. через озеро.
Ближайшие церкви: Рождества
Божией Матери села Сынкова
и Богоотцовская,
села Туровского в 5 в., Васильевская
в Рыбной Слободе г. Галича в 6 в. через
озеро. [1,
с. 77-78],
[3, с. 104-105]
В XVII в. монастырь
входил в состав
Галичского уезда. В 1656 г. упоминается
как новоприбылая
"церковь Успения
Пречистыя Богородицы преподобнаго Аврамия Городецкаго над Галицким
озером в Волежской волости". В августе 1652 г.
"запечатана благословенная грамота по челобитью из Галича Успения Пресв.
Богородицы Новозаозерскаго монастыря строителя старца Аврамия с братиею
на два престола во имя Успения Пресв. Богородицы да Николы чудотворца". В
июне 1701 г. "в Новозаозерском Аврамиеве монастыре
церковь соборная каменная во имя Успения Пр. Богородицы о 5 главах древянных
лемешеные, на главах 5 крестов опаяны белым немецким железом ветхи, а в
той соборной церкви построены вновь царския двери и сень и столпцы
резные вызолочены сусальным золотом, а те царские двери вкладу Алексея
Антонова Корина, а старые царския двери писаны на красках ветхи в той же
соборной церкви подле правого крылоса, на правой стороне местные иконы:
Спасителя, Успения Пр. Богородицы и чуд. Аврамия с житием в одной киоте,
Богоявления Господня в киоте, по левой стороне: Успение Пр. Богородицы с Дванадесятыми праздниками в киоте, чуд. Аврамия в киоте, чуд. Николая в
киоте, Одигитрия Пр. Богородицы, чуд. Аврамия с житием, пред местными
иконами 2 лампады зеленыя меди, да две лампады медныя луженыя на цепях,
да 3 паникадила медные немецкой работы на железных цепях, под царскими
дверьми в деисусе образа: Спасителя, Богородицы и Предтечи с Апостолы 17
икон, над ними Пр. Богор. во пророцех 16 икон, а над ними праотцы и
Господа Саваофа, Харуговь, над престолом голубь деревянной белой, крылья
вызолочены сусальным золотом, перед чудотв. Аврамием подсвешник
деревянной большой. Да к той же соборной церкви прикладен придел
каменной во имя чуд. Аврамия, а в нем царския двери старыя писаны на
красках, да двери царския белые новы сень и столпцы древянные резные.... Да
под соборною церковию внизу церковь каменная ж теплая во имя Богоявления
Господня с трапезою, а в той церкви царския двери столпцы и сень резные
вызолочены сусальным золотом ветхи... Да к той же соборной церкви
прикладен внизу придел каменной во имя Николая чуд., а в нем царския
двери ветхи. Да к той же собор. церкви прикладена колокольня каменная
шатровая, крест опаян белым немецким железом, колокол благовестной
весу 40 пуд 5 фун. всего 8 колокол, над колокольнею часы с перечасьем
проведены в теж колокола. Да под монастырем близ
Галицкаго озера на источнице часовня древянная шатровая, где чудотворец
Аврамий явился, на часовне глава обита лемехами древянными, крест обит
белым немец. железом, в часовне крест древянной большой, на другой
стороне образ чуд. Аврамия, на берегу 2 кельи. В
монастырской казне жалованные грамоты: 1630 г. архимандриту Тихону с
братией или кто по них иной будет велено в Галицком озере рыбными ловлями
владеть". В феврале 1716 г. "Новозаозерскаго
монастыря Авраамия чуд. казначей монах Игнатий в Патр. Казен, Приказ
писал: "по указу построена церковь в Галицком уезде вновь в Заозерском
Авраамиеве монастыре каменная с приделы внизу престол во имя Богоявления
Господня вверху Успения Пр. Богородицы в приделах Николая чуд., в другом
Авраамия чуд., и в той церкви оба престола Богоявления Господня и
Успения Пр. Богородицы освящены в 1678 г., а придел Николая чуд. освящен в
1663 г. между патриаршеством, а придел Авраамия чуд. за скудностию и за
неисправлением и до ныне не освящен, а ныне тот придел Авраамия чуд.
совсем построен и ко освящению изготовлен, и прошу о освящении того
придела дать указ и антиминс выдать".
[45,
с. 286-289] |
|